Какие сроки представления учетной политики новыми организациями в 2024 году?

Налоговый кодекс с 01.01.2024 увеличивает вновь созданным организациям срок для представления учетной политики. Такие организации должны будут представить учетную политику в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 30 календарных дней с даты госрегистрации (абз. 5 п. 6 ст. 1 НК).

Сейчас срок на представление политики составляет 20 календарных дней (ч. 1 подп. 1.4.2 п. 1 ст. 22 НК). На ее утверждение законодательство отводит 30 календарных дней с даты госрегистрации организации (п. 3 Национального стандарта бухучета и отчетности, утв. постановлением Минфина от 10.12.2013 N 80).

Таким образом, эти сроки будут совпадать.

Предельные значения валовой выручки для применения УСН с 2024 года

Предельное значение валовой выручки:

  • для применения УСН в 2024 г. составит 2 311 250 бел. руб. Прежнее значение - 2 150 000 бел. руб.;
  • для перехода на УСН с 2025 г. - 1 733 440 бел. руб. Ранее было 1 612 500 бел. руб. (п. 148 ст. 1 НК-2024, ч. 1 п. 2, подп. 6.4 ст. 327 НК-2023).

Причем данное увеличение критериев валовой выручки не дает права применять УСН в 2024 г. организациям, превысившим предельные значения валовой выручки в 2023 г. (п. 9, 10 ст. 2 НК).

Изменения по подоходному налогу для ИП с 2024 года

C 2024 г. для целей определения налоговой базы по подоходному налогу доходами ИП, нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальном бюро (далее - нотариус), от предпринимательской, нотариальной деятельности планируется признавать:

  • выручку, полученную от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, уменьшенную на сумму налогов и сборов, исчисляемых из выручки;
  • иные доходы, полученные от осуществления предпринимательской, нотариальной деятельности и уменьшенные на сумму налогов и сборов, исчисляемых из выручки (п. 93 ст. 1 НК, п. 2 ст. 205 НК).

Таким образом, в 2024 году исключается понятие внереализационных доходов, однако при этом практически все такие доходы (за некоторыми исключениями) в 2024 г. переносятся в общий перечень облагаемых доходов в п. 3 ст. 205 НК (п. 93 ст. 1 Проекта, п. 3 и 9 ст. 205 НК).

Также дополнен перечень сумм, не признаваемых доходом. Например, к доходам не будут относить (п. 93 ст. 1 НК, п. 11 ст. 205 НК):

  • стоимость выбывших товаров (сверх норм товарных потерь), основных средств, имущественных прав в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие и иные аналогичные обстоятельства, в том числе форс-мажорные);
  • положительные разницы, возникающие при переоценке имущества (денежных средств на валютных счетах в банках, кассах) в иностранной валюте при изменении Нацбанком курсов иностранных валют на дату совершения операции.

Планируется исключить принцип отражения доходов по начислению (п. 99 ст. 1 НК).

Напомним, в 2023 г. ИП вправе учитывать доходы от реализации по выбору - по принципу оплаты или начисления, закрепив его письменным решением, а нотариусы - по принципу оплаты (п. 3 ст. 205 НК).

С 2024 г. как для нотариусов, так и для ИП предполагается оставить единственный вариант определения доходов - на дату их фактического получения в соответствии с п. 2 ст. 213 НК. В настоящее время данная норма устанавливает порядок признания даты фактического получения дохода при применении принципа оплаты.

Таким образом, исходя из норм Проекта с 01.01.2024 дата фактического получения дохода от предпринимательской, нотариальной деятельности будет определяться как день (п. 99 ст. 1 НК, п. 2 ст. 213 НК):

  • зачисления дохода на счета плательщика в банках (иностранных банках) либо по его поручению на счета третьих лиц;
  • приема платежей посредством банковских платежных карточек, иных платежных инструментов с использованием кассового оборудования;
  • получения дохода в виде наличных денежных средств;
  • отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), сдачи объекта в аренду (передачи в финансовую аренду (лизинг)), передачи имущественных прав;
  • при получении предварительной оплаты (аванса, задатка);
  • получения в связи с осуществлением предпринимательской, нотариальной деятельности иных доходов, непосредственно не связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • и др. в соответствии с п. 2 ст. 213 НК.

Для целей применения ИП, нотариусами, не имеющими места основной работы (службы, учебы), стандартного налогового вычета, установленного подп. 1.1 ст. 209 НК, планируется увеличить размер налогооблагаемого дохода, уменьшенного на сумму расходов, предусмотренных ст. 205 НК, за календарный квартал. В 2023 г. данный предел составляет 2835 руб., а с 2024 г. предел установлен в сумме 3167 руб. (п. 95 ст. 1 НК, ч. 5 п. 2 ст. 209 НК).

В отношении социальных налоговых вычетов, а также имущественного налогового вычета, указанного в подп. 1.1 ст. 211 НК, исключено условие об отсутствии у ИП, нотариуса места основной работы (службы, учебы). А также установлено, что такие вычеты могут быть применены при исчислении подоходного налога только при подаче налоговой декларации по подоходному налогу с доходов от предпринимательской, нотариальной деятельности за налоговый период, т.е. за год (п. 96 и 97 ст. 1 НК, ч. 2 п. 2 ст. 210, ч. 18 подп. 1.1 ст. 211 НК).

Ставка подоходного налога в отношении доходов от осуществления предпринимательской, нотариальной деятельности в сохранена на уровне 20%. Одновременно введена повышенная ставка подоходного налога в размере 30% для ИП, у которых доходы от предпринимательской деятельности нарастающим итогом с начала календарного года превысят 500 000 руб. В этом случае ставка 30% будет применяться в течение всего налогового периода, т.е. всего календарного года, в котором получена данная сумма дохода (п. 100 ст. 1 НК, п. 3 ст. 214 НК).

ИП, совокупный размер доходов, валовой выручки которого от осуществления предпринимательской деятельности нарастающим итогом в течение календарного года превысит 500 000 руб., не вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица начиная с 1 января календарного года, следующего за календарным годом, в котором образовалось такое превышение (ст. 3 НК).

Как изменились вычеты по подоходному налогу в 2024 году?

1. Увеличены размеры стандартных налоговых вычетов (п. 1 ст. 209 НК-2023, п. 95 ст. 1 НК-2024).

Кому положен вычет Размер вычета (руб.)
в 2024 г. в 2023 г.
Плательщикам 174 156
Если размер подлежащего налогообложению дохода за месяц не превышает
1054 944
Родителям на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца 51 46
Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю - на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца 97 87
Родителям, имеющим двух и более детей до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, - на каждого ребенка
Плательщикам, указанным в подп. 1.3 ст. 209 НК-2023 (инвалидам I и II группы, инвалидам с детства, афганцам, отдельным категориям чернобыльцев и др.) 246 220

2. Введен новый вид стандартного налогового вычета в размере 620 руб. в месяц для молодых специалистов, молодых рабочих (служащих). Он будет предоставляться в течение установленного срока обязательной работы по распределению, но не более 7 лет с даты трудоустройства (ст. 209 НК-2023, п. 95 ст. 1 НК-2024).

3. Не предоставлять имущественный налоговый вычет в отношении отдельных расходов на строительство жилья, осуществляемое без привлечения застройщика или подрядчика. А именно, расходов на приобретение оборудования, инструментов, машин, механизмов и приспособлений, используемых при таком строительстве (подп. 1.1 ст. 211 НК-2023, п. 97 ст. 1 НК-2024).

4. Увеличены размеры годовых пределов освобождаемых от налогообложения доходов (ст. 208 НК-2023, п. 94 ст. 1 НК-2024).

Какие доходы освобождаются от подоходного налога Предельные размеры (руб.)
в 2024 г. в 2023 г.
Доходы, не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением доходов, указанных в п. 12, 14, 29 и 30 ст. 208 НК-2023), полученные (п. 23 ст. 208 НК-2023):
- от организаций, ИП, нотариусов, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в том числе полученные пенсионерами, ранее работавшими у этих субъектов, от каждого источника в течение календарного года; 3151 2821
- иных организаций, ИП, нотариусов, за исключением доходов, указанных в п. 38 ст. 208 НК-2023, от каждого источника в течение календарного года 208 186
Доходы, не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей, доходы (за исключением доходов, указанных в п. 24 ст. 208 НК-2023), полученные от профсоюзных организаций, объединений профсоюзов членами таких организаций, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением доходов, указанных в п. 14, 29 и 30 ст. 208 НК-2023), от каждой профсоюзной организации, объединения профсоюзов в течение календарного года (п. 38 ст. 208 НК-2023) 1340 1200
Страховые взносы белорусским страховым организациям, уплаченные за плательщиков организациями (или ИП), являющимися местом их основной работы (службы, учебы), в том числе за пенсионеров, ранее работавших у них, а также от профсоюзных организаций за членов таких организаций от каждого источника в течение календарного года (п. 24 ст. 208 НК-2023) 5395 4830
Доходы, полученные от физлиц по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, в результате дарения, а также в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно в сумме от всех источников в течение календарного года (п. 22 ст. 208 НК-2023) 10 431 9338
Безвозмездная (спонсорская) помощь, поступившие на благотворительный счет банка пожертвования, полученные инвалидами, несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в сумме от всех источников в течение календарного года (п. 29 ст. 208 НК-2023) 20 843 18 660

5. Дополнен перечень доходов физлиц, о которых налоговые агенты не представляют сведения в налоговые органы, следующими сведениями (п. 6 ст. 85 НК-2023, п. 36 ст. 1 НК-2024):

  • о доходах, выдаваемых в натуральной форме и освобождаемых от подоходного налога в соответствии с абз. 3 ч. 1 п. 23 ст. 208 НК;
  • призах и (или) подарках, полученных в натуральной форме победителями, призерами, участниками районных, областных, республиканских соревнований, смотров, конкурсов, фестивалей-ярмарок, проектов и других аналогичных мероприятий, освобождаемых от подоходного налога в соответствии с п. 28-1 ст. 208 НК.

Предлагается не представлять сведения о таких доходах, полученных и в 2023 г. (ст. 6 НК-2024).

6. Установлена новая ставку налога - 25%. Эта ставка касается совокупности доходов физлица в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, которые получены от источников в Республике Беларусь и подлежат налогообложению по ставке 13%. Если сумма таких доходов за календарный год превысит 200 000 руб., то это превышение облагается по ставке 25%. Исчисление налога осуществляется налоговым органом на основании декларации, представленной физлицом не позднее 31 марта, следующего за отчетным годом. При этом льготы и вычеты к данной сумме не применяются (ст. 199 и 214, п. 1 ст. 219 НК-2023; п. 92, 100 и 103 ст. 1 НК-2024).

Изменения по НДС у индивидуальных предпринимателей (ИП)

С 2024 г. ИП не будут признаваться плательщиками НДС при реализации ими товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, за исключением случаев излишнего предъявления НДС в ЭСЧФ и ПУД согласно п. 7 ст. 129 НК (п. 47 и 48, п. 59 ст. 1 НК-2024; ст. 112 и 113, п. 7, подп. 8.1.3 ст. 129 НК).

В связи в данным новшеством исключаются:

  • обороты по реализации ИП из освобождаемых от НДС оборотов (п. 52 ст. 1 НК-2024, подп. 1.9 ст. 118 НК);
  • положения об определении налоговой базы и МФР при реализации объектов ИП (п. 53 и 54 ст. 1 НК-2024а; п. 40 ст. 120, абз. 3 п. 2 ст. 121 НК);
  • положения об основаниях применения ставки НДС ноль (0) процентов ИП (п. 56 ст. 1 НК-2024, п. 2 и 3 ст. 124 НК);
  • возможность выбора отчетного периода по НДС (п. 58 ст. 1 НК-2024; ст. 112, п. 4 ст. 127 НК);
  • обязанность и сроки выставления ЭСЧФ ИП при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) (п. 61 ст. 1 НК-2024, ч. 1 п. 5 ст. 131 НК);
  • обязанность выставлять (направлять) ЭСЧФ при прекращении деятельности ИП (ч. 2 и 4 п. 7 ст. 131 НК);
  • особенности принятия к вычету НДС для ИП. При этом предусмотрено, что в 2024 г. суммы "входного" НДС будут относиться ими на увеличение стоимости приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 62 и 67 НК-2024; п. 2, абз. 1 п. 14 ст. 132, п. 23, подп. 24.2.4, абз. 7 подп. 24.11, 24.13 и 24.14, ч. 3 подп. 26.2, подп. 27.3 ст. 133, ст. 140 НК);
  • необходимость возврата сумм НДС при прекращении деятельности ИП (п. 66 ст. 1 НК-2024, ч. 2 п. 3 ст. 137 НК).

Также Проектом предусмотрен порядок обложения НДС ИП в переходный период. Так, ИП, которые с 01.01.2024 перестанут признаваться плательщиками НДС по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, будут применять нормы законодательства в порядке, действующем до 01.01.2024, в отношении:

  • товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных до 01.01.2024, но момент фактической реализации которых наступит с 01.01.2024;
  • фактически полученных с 01.01.2024 сумм, увеличивающих налоговую базу по товарам (работам, услугам), имущественным правам, отгруженным (выполненным, оказанным), переданным до 01.01.2024;
  • сумм разниц, возникших с 01.01.2024 в соответствии с абз. 2 ч. 2 п. 8 и ч. 2 п. 9 ст. 120 НК и уменьшающих (увеличивающих) налоговую базу по товарам (работам, услугам), имущественным правам, отгруженным (выполненным, оказанным), переданным до 01.01.2024;
  • товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (ввезенных) до 01.01.2024, но суммы НДС по которым признаются налоговыми вычетами с 01.01.2024 (ч. 1 п. 13 ст. 2 НК-2024).

Кроме того, установлен запрет на вычет сумм "входного" НДС, включая суммы НДС по основным средствам и нематериальным активам, не принятых к вычету у ИП до 01.01.2024. Проектом предусмотрено, что в 2024 г. такие суммы налога вычету не подлежат, а будут относиться ИП на увеличение стоимости покупок или включаться в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц (ч. 2 п. 13 ст. 2 НК-2024).

Обратите внимание!

С 2024 г. гражданин будет вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента госрегистрации в качестве ИП - плательщика единого налога при условии, что валовая выручка от осуществления предпринимательской деятельности нарастающим итогом в течение календарного года не превысит 500 000 руб. (включительно) (ч. 1 ст. 3 НК-2024). ИП, у которого валовая выручка нарастающим итогом в течение 2024 г. превысит этот лимит, должен будет создать юридическое лицо с 01.01.2025. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в нарушение требований этой нормы, будет запрещена (ч. 2 и 3 ст. 3 НК-2024).

Какие изменения по ЭСЧФ в 2024 году?

Согласно НК в 2024 г. (п. 61 ст. 1 НК):

  • ЭСЧФ не создается при реализации услуг в электронной форме иностранными организациями и иностранными ИП, оказывающими услуги в электронной форме для физических лиц и состоящими на учете в налоговом органе Республики Беларусь (подп. 3.12 ст. 131 НК);
  • установлены сроки создания ЭСЧФ при приобретении у иностранных организаций, иностранных ИП, состоящих на учете в налоговом органе Республики Беларусь, товаров при электронной дистанционной продаже, по которым белорусский покупатель имеет право на налоговый вычет сумм НДС.

Отмечается, что в таком случае ЭСЧФ создается и направляется на Портал не позднее 20-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором перечислена плата за товар (включая сумму НДС) иностранной организации, иностранному ИП.

Изменения в части возврата НДС

Проектом установлен срок возврата суммы НДС, оставшейся после проведенных зачетов, в случае назначения проверки и (или) ее проведения, после вынесения решения о возврате (отказе (полностью или частично) в возврате) разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В таком случае сумма НДС будет возвращаться плательщику из бюджета не позднее 5 рабочих дней со дня составления акта (справки) проверки (п. 66 ст. 1 НК-2024).

ИЗМЕНЕНИЯ ПО НАЛОГУ НА НЕДВИЖИМОСТЬ С 01.01.2024

Основные корректировки налога на недвижимость в отношении организаций:

1. Исключение из "необъектов" налогообложения капстроений (зданий, сооружений), которые классифицируют для целей определения нормативных сроков службы ОС как сооружения и передаточные устройства и не учитывают в бухучете в составе объектов ОС и доходных вложений в материальные активы (в книге учета доходов и расходов организаций на УСН) (подп. 2.3 ст. 227 НК-2023, п. 106 ст. 1 НК-2024).

2. Изменение перечня льгот по налогу на недвижимость:

  • отменяется освобождение по капстроениям (зданиям, сооружениям), которые использует в предпринимательской деятельности республиканское унитарное предприятие почтовой связи "Белпочта" (далее - РУП "Белпочта") (подп. 1.6 ст. 228 НК-2023, п. 107 ст. 1 НК-2024);
  • исключается льгота по капстроениям (зданиям, сооружениям), которые законсервированы в порядке, установленном Совмином (подп. 1.7 ст. 228 НК-2023, п. 107 ст. 1 НК-2024);
  • вводится с 01.01.2024 и до 01.01.2027 освобождение капстроений (зданий, сооружений), их частей госорганизаций, основным видом деятельности которых является вспомогательная деятельность воздушного транспорта (подп. 7.3 ст. 2 НК-2024);
  • внесены редакционные правки в части отдельных льгот (подп. 1.9 и 1.21 ст. 228 НК-2023, п. 107 ст. 1 НК-2024).

3. Корректировка порядка определения налоговой базы по капстроениям, расположенным на территории Республики Беларусь и полученным в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное пользование от физлиц и иностранных организаций, которые не ведут деятельность через постоянное представительство (п. 2 ст. 229 НК-2023, п. 108 ст. 1 НК-2024).

В частности, исключен подп. 2.1 ст. 229 НК-2023. С 01.01.2024 стоимость полученного капстроения по договору нужно будет сравнивать со стоимостью, которая указана в заключении о независимой оценке рыночной стоимости, либо со стоимостью, которая рассчитана в порядке, установленном для физлиц по п. 3 ст. 229 НК.

4. Установление ставки в размере 0,1% по капстроениям (зданиям, сооружениям), их частям (подп. 1.1 ст. 230 НК-2023, п. 109 ст. 1 НК-2024):

  • которые использует в своей деятельности РУП "Белпочта";
  • законсервированным в порядке, который установлен Совмином.

По таким объектам с 01.01.2024 отменяются льготы.

5. Неприменение организациями потребкооперации при расчете налога на недвижимость решений местных Советов депутатов об увеличении ставок до 2 раз (п. 3 ст. 230 НК-2023, п. 109 ст. 1 НК-2024).

Основные изменения по налогу на недвижимость в отношении физлиц

1. Корректировка льгот по п. 4 ст. 228 НК-2023 (п. 107 ст. 1 НК-2024).

2. Внесены изменения в порядок определения налоговой базы (п. 3 ст. 229 НК-2023, п. 108 ст. 1 НК-2024).

3. Дополнен НК новым приложением о размерах расчетной стоимости 1 кв. м (1 м) типового капстроения (здания, сооружения) на 01.01.2024. Размеры стоимости выросли по сравнению со стоимостью на 01.01.2023 (п. 180 ст. 1 НК-2024, приложение 32-1 к НК).

4. Изменение порядка исчисления. Предусматривается, если за предшествующие налоговые периоды физлицу не был исчислен налог на недвижимость, налоговые органы могут его посчитать не более чем за 4 (вместо 3 по НК-2023) календарных года, предшествующих году расчета налога (п. 17 ст. 232 НК-2023, п. 110 ст. 1 НК-2024).

5. Корректировка срока направления налоговым органом извещения об уплате налога. Его будет вручать физлицу ежегодно не позднее 1 октября (вместо 1 сентября по НК-2023) года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 233 НК-2023, п. 111 ст. 1 Проекта НК-2024).

6. Исключена возможность уплаты налога на недвижимость через гаражные кооперативы и кооперативы, которые эксплуатируют автостоянки, садоводческие товарищества, дачные кооперативы. По НК-2023 такие организации могли принимать налог от физлиц и перечислять его в бюджет (п. 6 ст. 233 НК-2023, п. 111 ст. 1 НК-2024).

Физические лица должны уведомлять налоговую об открытии или закрытии счета за границей?

Налоговый кодекс с 2024 года обязывает физических лиц сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии счета в банке и иной кредитной организации за пределами Республики Беларусь (абз. 19 п. 6 ст. 1 НК). Сделать это надо будет в течение 10 рабочих дней (подп. 1.9 п. 1 ст. 22 НК). Ничего сообщать не надо, если:

  • физическое лицо не является налоговым резидентом Республики Беларусь;
  • полученные с использованием счета доходы не являются объектом налогообложения в Республике Беларусь (абз. 19 п. 6 ст. 1 НК).

Налоговые органы смогут использовать информацию об открытии физическими лицами счетов в иностранных банках для целей налогообложения и проведения контрольных мероприятий.

В 2023 году сообщать о заграничных счетах в налоговую должны только организации (подп. 1.9.2 п. 1 ст. 22 НК). При этом открывать указанные счета как организации, так физические лица могут без ограничений или каких-либо разрешений (п. 1 ст. 17 Закона о валютном регулировании).

Организации должны уведомлять налоговую о реорганизации независимо от даты постановки на учет в 2024 году?

С 01.01.2024 уточняется обязанность организаций по уведомлению налоговой о начале процедуры реорганизации. Так, все организации должны будут сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет о принятии решения о реорганизации не позднее 10 рабочих дней (абз. 21 п. 6 ст. 1 НК).

В 2023 году сообщать в налоговую о реорганизации должны только организации, зарегистрированные до 31.05.2006. Напомним, что с 01.06.2006 регистрирующий орган одновременно с регистрацией ставит юридические лица на учет в налоговых органах (подп. 1.7.3 п. 1 Декрета от 10.04.2006 N 6).

Право ИП применять стандартные, социальные и имущественный вычеты

Работником по месту основной работы представлена справка, в которой указано, что дочь обучается в университете в Польше и срок обучения составляет 5 лет. Информации о том, что дочь получает именно первое высшее образование, в справке нет. Считается ли дочь для своего отца иждивенцем в целях предоставления стандартного вычета? Необходим ли перевод справки?

Обучающиеся старше 18 лет, получающие в дневной форме получения образования общее среднее, специальное, первое профессионально-техническое, первое среднее специальное, первое высшее образование, признаются иждивенцами для их родителей (абз. 3 ч. 2 подп. 1.2 ст. 209 НК). Информация о том, что обучающийся получает первое высшее образование, должна содержаться в справке (абз. 4 п. 3 ст. 209 НК).

В обязанности плательщика входит представление документов, подтверждающих право на налоговые льготы, в налоговый орган по месту постановки на учет по его требованию либо налоговому агенту. Составленные на иностранном языке такие документы должны сопровождаться переводом на белорусский или русский язык. Верность перевода или подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, либо перевод должен быть заверен Белорусской торгово-промышленной палатой (ее унитарным предприятием, его представительством или филиалом) (подп. 1.11, ч. 1 п. 4 ст. 22 НК).

Таким образом, если дочь работника обучается в университете за границей, то для предоставления стандартного вычета работнику на ребенка-иждивенца необходимо представить в организацию справку с переводом, в которой бы указывалось, что дочь обучается на дневной форме получения образования и получает первое высшее образование. В ином случае дочь в целях предоставления работнику стандартного налогового вычета иждивенцем признаваться не будет.

Право ИП применять стандартные, социальные и имущественный вычеты

Имеет ли право ИП, уплачивающий подоходный налог, применять стандартные, социальные и имущественный вычеты одновременно с отнесением на расходы 20% от общей суммы подлежащих налогообложению доходов? Вид деятельности - сдача площадей в аренду.

Да, имеет. Порядок определения налоговой базы подоходного налога следующий:

  • доходы от предпринимательской деятельности уменьшаются на сумму расходов, предусмотренных ст. 205 НК;
  • к полученной сумме последовательно применяются стандартные, социальные и имущественный вычеты (п. 4 ст. 199 НК).

ИП имеет право при исчислении подоходного налога вместо произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, определить расходы в размере 20% общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления им предпринимательской деятельности (п. 36 ст. 205 НК).

Применять стандартные, социальные и имущественный вычеты ИП может независимо от того, какой способ определения расходов он выбрал. Однако данные вычеты он имеет право применить только за те календарные месяцы отчетного периода, за которые у него отсутствует место основной работы (ч. 5 п. 2 ст. 209, ч. 2 п. 2 ст. 210, ч. 18 подп. 1.1 ст. 211 НК).

Расчет налоговой базы с применением налоговых вычетов производится в налоговой декларации по подоходному налогу за отчетный квартал (п. 37 ст. 205 НК).

Освобождение от подоходного налога компенсации за износ транспортного средства

В каком размере освобождается от подоходного налога компенсация за износ транспортного средства, выплачиваемая работнику за использование им личного автомобиля в служебных целях?

Работники, использующие свои транспортные средства, оборудование, инструменты и приспособления для нужд нанимателя, имеют право на получение за их износ (амортизацию) компенсации, размер и порядок выплаты которой определяются по договоренности с нанимателем (ст. 106 ТК).

Освобождаются от подоходного налога все виды предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совмина компенсаций (за исключением компенсации за неиспользованный трудовой отпуск) (абз. 1 п. 4 ст. 208 НК).

Таким образом, компенсация за использование имущества работника в служебных целях освобождена от обложения подоходным налогом. Предельный размер освобождения не определен. Напомним, что до 2022 г. такая компенсация облагалась подоходным налогом (абз. 1 п. 4 ст. 208 НК-2021).

Оплата взносов в ФСЗН для плательщиков налога на профессиональный доход

Нужно ли плательщикам налога на профессиональный доход (НПД) оплачивать взносы в ФСЗН?
Нет, с 01.01.2023 физические лица, осуществляющие деятельность не относящуюся к предпринимательской и работающие с применением НПД не оплачивают взносы в ФСЗН. Данный налог включает обязательные страховые взносы в бюджет фонда.

Право применения УСН организациями в 2023 году

Какие организации не вправе применять УСН в 2023?

Согласно ст.324 НК РБ не вправе применять упрощенную систему организации:

1. производящие подакцизные товары;

2. реализующие (в том числе по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным гражданско-правовым договорам) ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней;

3. имеющие один или несколько филиалов, состоящих на учете в налоговых органах;

4. реализующие имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и другое);

5. сдающие в аренду (передающие в финансовую аренду (лизинг)), предоставляющие в иное возмездное пользование капитальные строения (здания, сооружения), их части, не находящиеся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления;

Сдача в аренду (передача в финансовую аренду (лизинг)), предоставление в иное возмездное пользование имущества, являющегося общей собственностью, лицом, управляющим этим имуществом, либо садоводческим товариществом (гаражным кооперативом, дачным кооперативом, кооперативом, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок) не лишает такие лицо, товарищество (кооператив) права применения упрощенной системы.

Данные пункты не распространяются на организации:

6. зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве научно-технологических парков, инкубаторов малого предпринимательства;

распространяются также на случаи сдачи в аренду (передачи в финансовую аренду (лизинг)), предоставления в иное возмездное пользование имущества с привлечением комиссионера (поверенного) или иного лица, действующего на основании договора комиссии, поручения или иного аналогичного гражданско-правового договора;

7. получившие от других лиц наличные и (или) безналичные денежные средства, не составляющие их валовую выручку и не являющиеся суммами (выручкой, доходами), не включаемыми ими в валовую выручку, в том числе если денежные средства получены этими организациями:

- на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров, договоров транспортной экспедиции либо по договорам, заключенным ими во исполнение таких договоров;

- как возмещение (оплата) расходов независимо от даты их осуществления и того, в чьих интересах они осуществлены (в том числе возмещение арендодателю (лизингодателю, наймодателю) расходов;

- в связи с участием в расчетах между иными лицами путем получения указанными организациями денежных средств от одного лица и их передачи (перечисления) другому лицу.

При этом полученными организацией признаются:

- безналичные денежные средства - на дату зачисления денежных средств на ее счет в банке (иностранном банке), а при расчетах в безналичной форме посредством банковских платежных карточек через кассовое оборудование - на дату проведения таких расчетов;

- наличные денежные средства - на дату поступления денежных средств в кассу этой организации, а при расчетах наличными денежными средствами через кассовое оборудование - на дату проведения таких расчетов.

Организация не лишается права применения упрощенной системы, если получение денежных средств:

- является получением суммы займа (кредита) либо ее возвратом;

- осуществлено в результате ошибочного перечисления безналичных денежных средств (ошибочной передачи наличных денежных средств), на получение которых у этой организации не было права и которые не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом их получения, возвращены с ее счета в банке (иностранном банке) на счет в банке (иностранном банке), открытый лицу, ошибочно перечислившему (передавшему) эти денежные средства (возвращены наличными денежными средствами такому лицу). Данное положение распространяется также на ошибочное зачисление денежных средств из-за технической ошибки банка (иностранного банка);

- является возвратом ранее перечисленных (предоставленных) этой организацией денежных средств, обусловленным, в частности, неисполнением (исполнением не в полном объеме) обязательств, возвратом товаров (отказом от работ, услуг).

Организация не лишается права применения упрощенной системы, если плательщиком принято отраженное в учетной политике решение о признании денежных средств, при получении которых он не вправе применять упрощенную систему, его внереализационными доходами, указанными в подпункте 3.43 пункта 3 статьи 174 НК РБ, и указанные денежные средства включены им в соответствии с таким подпунктом в валовую выручку.

Внесение в налоговую декларацию (расчет) по налогу при упрощенной системе изменений и (или) дополнений, обусловленных включением в валовую выручку денежных средств не производится в период проведения проверки за отчетный (налоговый) период, подвергаемый проверке, а также не производится за отчетный (налоговый) период, подвергнутый проверке;

8. организации, осуществляющие:

8.1. лотерейную деятельность (организаторы лотереи);

8.2. деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр;

8.3. деятельность в сфере игорного бизнеса;

8.4. риэлтерскую деятельность;

8.5. страховую деятельность (страховые организации (страховщики)), посредническую деятельность по страхованию (страховые брокеры, страховые агенты);

8.6. банковскую деятельность (банки);

8.7. операции (деятельность) с цифровыми знаками (токенами) по их приобретению (добыче, получению), отчуждению (передаче, размещению, использованию), иные чем отчуждение (приобретение) цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, и (или) получающие имущество (кроме денежных средств в белорусских рублях и иностранной валюте), если такое получение обусловлено осуществлением операций с цифровыми знаками (токенами) либо их наличием у организации;

9. организации, являющиеся:

9.1. профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

9.2. участниками холдинга;

9.3. микрофинансовыми организациями;

9.4. инвестиционными фондами, специализированными депозитариями инвестиционного фонда, управляющими организациями инвестиционного фонда;

9.5. участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности);

9.6. резидентами свободных (особых) экономических зон, специального туристско-рекреационного парка "Августовский канал", Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка "Великий камень";

9.7. доверительными управляющими при доверительном управлении имуществом;

9.8. вверителями при доверительном управлении имуществом;

9.9. плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;

10. унитарные предприятия, собственником имущества которых являются юридическое лицо (за исключением некоммерческой организации Республики Беларусь), Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица;

11. коммерческие организации, более 25 процентов акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит:

- одной или в совокупности нескольким другим организациям (за исключением некоммерческих организаций Республики Беларусь);

- Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (административно-территориальным единицам);

12. организации, реорганизованные путем присоединения к ним других организаций, в любом из следующих случаев:

- валовая выручка присоединенной организации нарастающим итогом за период применения ею упрощенной системы в календарном году, на который приходится дата внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенной организации (далее в настоящей главе - дата присоединения), превысила предельную величину, действующую в таком году для применения упрощенной системы;

- валовая выручка присоединенной организации, являвшейся плательщиком на 31 декабря налогового периода, предшествовавшего календарному году, на который приходится дата присоединения, нарастающим итогом за этот налоговый период превысила предельную величину, действующую в таком налоговом периоде для применения упрощенной системы.

! Если применение упрощенной системы организацией прекращается в календарном году с месяца, иного чем январь, она не вправе в следующем календарном году применять упрощенную систему.

Белорусская транспортная организация (экспедитор) на УСН без НДС вправе применять УСН с 2023 г.?

Белорусская транспортная организация (экспедитор) на УСН без НДС вправе применять УСН с 2023 г.? Если да, то как будет рассчитываться выручка экспедитора? Транспортно-экспедиционные услуги связаны с организацией международной перевозки грузов автомобильным видом транспорта.

Такое право у организации-экспедитора имеется при условии, что с 01.01.2023 денежные средства, поступающие экспедитору от заказчиков перевозки для их перечисления перевозчику согласно учетной политике, будут включаться экспедитором в налогооблагаемую базу налогом при УСН в качестве внереализационных доходов и облагаться по ставке 6%. Помимо этих денег по-прежнему налогом при УСН облагаются вознаграждение экспедитора и суммы дополнительной выручки.

Обоснование: Изменения в порядок применения УСН с 2023 г. внесены п. 174 Закона N 141-З.

В соответствии с п. 1 ст. 324 НК (в редакции, которая будет действовать с 01.01.2023 (далее - НК-2023)), применять УСН смогут только организации.

При этом с 2023 г. УСН не вправе будут применять организации, получившие от других лиц наличные и (или) безналичные денежные средства, не составляющие их валовую выручку и не являющиеся суммами (выручкой, доходами), не включаемыми ими в валовую выручку в соответствии с п. 2 ст. 328 и п. 4 ст. 174 НК-2023, в том числе если денежные средства получены этими организациями (ч. 1 подп. 2.1.6 п. 2 ст. 324 НК-2023):

- на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров, договоров транспортной экспедиции либо по договорам, заключенным ими во исполнение таких договоров;

- как возмещение (оплата) расходов независимо от даты их осуществления и того, в чьих интересах они осуществлены (в том числе возмещение арендодателю (лизингодателю, наймодателю) расходов, указанных в ч. 2 подп. 5.3 ст. 328 НК-2023);

- в связи с участием в расчетах между иными лицами путем получения указанными организациями денежных средств от одного лица и их передачи (перечисления) другому лицу.

Таким образом, организация-экспедитор, получающая денежные средства (как наличные, так и безналичные) от заказчика перевозки для их перечисления перевозчику, не вправе с 01.01.2023 применять УСН.

В то же время НК установлено, что если организация установит в учетной политике, что такие денежные средства признаются ее внереализационными доходами на основании подп. 3.43 п. 3 ст. 174 НК-2023 как другие доходы плательщика при осуществлении своей деятельности, непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, и указанные денежные средства будут включены в валовую выручку, то она вправе применять УСН (ч. 4 подп. 2.1.6 п. 2 ст. 324 НК-2023). При этом в выручку от реализации услуг по договорам транспортной экспедиции у экспедитора, применяющего УСН, по-прежнему на основании подп. 5.1 ст. 328 НК-2023 будет включаться сумма вознаграждения экспедитора, а также дополнительной выгоды.

И, таким образом, с 01.01.2023 у экспедитора, который решит применять УСН, налогом при УСН будут облагаться помимо вознаграждения экспедитора за его услуги и суммы дополнительной выгоды в качестве выручки от реализации услуг поступившие от заказчика перевозки денежные средства, предназначенные для их перечисления перевозчику, как внереализационные доходы.

Также следует обратить внимание, что с 2023 г. валовая выручка облагается налогом при УСН по ставке 6% (ст. 329 НК-2023).

Система налогообложения ИП, осуществляющих сухопутные грузоперевозки для юридических лиц

Какую систему налогообложения смогут применять с 01.01.2023 ИП, осуществляющие сухопутные грузоперевозки для юридических лиц (с наемными лицами и без них)? Как ИП перейти на новую систему налогообложения?

ИП, осуществляющий сухопутные грузоперевозки для юридических лиц, с 01.01.2023 вправе применять ОСН с уплатой подоходного налога. ИП не может в 2023 г. применять УСН или быть плательщиком единого налога. При этом ИП может также признаваться плательщиком НДС.

Уведомление налоговых органов в какой-либо форме о переходе ИП на уплату подоходного налога законодательством не предусмотрено.

Обоснование: ИП с 01.01.2023 утрачивают право применять УСН, плательщиками налога при УСН могут признаваться только организации (п. 174 ст. 2 Закона N 141-З, п. 1 ст. 324 НК-2023).

Ставка подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, полученных ИП от осуществления предпринимательской деятельности, в 2022 г. установлена в размере 16% (подп. 3.1 ст. 214 НК). С 01.01.2023 планируется увеличение данной ставки до 20% (п. 110 ст. 1 проекта Закона от 29.11.2022 "Об изменении законов по вопросам налогообложения").

В случае применения ОСН с уплатой подоходного налога ИП также может являться плательщиком НДС. Это возможно при выполнении одного из следующих условий:

- сумма выручки ИП от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и доходов в виде операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) имущества нарастающим итогом с начала года превысит 500 000 руб. без учета налогов и сборов, исчисляемых из выручки (подп. 1.1 ст. 113 НК);

- ИП добровольно примет решение об уплате НДС и представит в налоговый орган по месту постановки на учет соответствующее уведомление (подп. 1.3 ст. 113 НК).

Также ИП вправе производить уплату единого налога при оказании определенных видов услуг (выполнении работ) потребителям (подп. 1.1 ст. 337 НК, подп. 1.1 ст. 337 НК-2023). Для целей исчисления и уплаты единого налога потребителем признается физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (абз. 5 ст. 335 НК, абз. 5 ст. 335 НК-2023).

Иными словами, ИП, выполняющий работы или оказывающий услуги организациям, не может быть плательщиком единого налога как в 2022 г., так и в 2023 г.

Таким образом, ИП, осуществляющий сухопутные грузоперевозки для юридических лиц, в 2023 г. вправе применять только ОСН с уплатой подоходного налога. Обязанность уплаты НДС появится у ИП либо в случае добровольного принятия решения об уплате данного налога, либо в случае превышения суммы выручки нарастающим итогом с начала года размера 500 000 руб. (без учета налогов и сборов, исчисляемых из выручки).

Если ИП при осуществлении данного вида деятельности в 2022 г. применяет УСН, с 01.01.2023 он переходит на уплату подоходного налога. Налоговую декларацию по налогу при УСН за 2022 г. ИП должен представить в налоговый орган не позднее 20.01.2023 (п. 1 ст. 332 НК). При этом проставление отметки о прекращении применения УСН и переходе с 01.01.2023 на применение ОСН с уплатой подоходного налога в такой декларации либо уведомление налоговых органов в какой-либо иной форме законодательством не предусмотрено.

О затратах, которые должны быть учтены при налогообложении прибыли

Организация предложила работнику взять у него в аренду грузовик. Согласно заключенному договору транспортное средство было предоставлено безвозмездно без предоставления услуг по управлению и поддержанию исправного состояния (это выражение противоречит следующему предложению, в чем суть?). Организация взяла на себя расходы на его содержание в исправном техническом состоянии и обязалась нести полностью затраты, связанные с его эксплуатацией, техобслуживанием, ремонтом. Можно ли бухгалтерии включать в затраты, которые могут быть учтены при налогообложении прибыли, суммы потраченные компанией на покупку запчастей для ремонта грузовика, на проведение планового техосмотра, на текущие ремонтные работы и страхование авто?

С 2019 г. состав затрат, которыми можно оперировать при расчете налога, стали регулировать стат.169 - 173 НК РБ.

В стат.169 п.1 НК Беларуси затратами, которые могут учитываться при расчете налога на прибыль, признаются экономически обоснованные затраты, зафиксированные в документах бухучета. То есть, к ним относятся затраты понесенные во время изготовления продукции, приобретения товаров и последующего сбыта.

По п.1 стат.170 НК Беларуси к таким затратам относятся природные ресурсы, горючее, сырье, материалы, энергия, трудовые ресурсы, основные средства, нематериальные активы и иное. Все эти затраты должны иметь подтверждающие документы и должны быть зафиксированы в бухгалтерском учете.

Согласно стат.613 ГК РБ устанавливается, что в соответствии с заключенным договором аренды ТС без водителя собственник автомашины предоставляет арендующей компании за плату без услуг по вождению и техэксплуатации.

Согласно стат.65 ГК (это статья не подходит. В ГК она называется Преобразование хозяйственных товариществ и обществ) республики Беларусь арендующая автомашину компания должна своими силами и за свой счет поддерживать исправное рабочее состояние арендованного ТС, осуществляя плановые техосмотры и при необходимости текущий и капремонт.

По умолчанию, если отдельно не оговорено в договоре, именно арендующая компания несет полностью расходы по содержанию этого ТС, страхованию и затраты, связанные с его эксплуатацией.

В ст. 643 ГК Беларуси отдельно оговаривается, что по договору безвозмездного пользования лицо-ссудодатель передает объект на время безвозмездно стороне ссудополучателю, который обязуется его вернуть в первоначальном состоянии, с учетом износа, если иное не оговорено отдельно. Этот договор безвозмездного пользования заключается по таким же абсолютно правилам, что и аренды.

Таким образом, расходы на техосмотры, страховку, ремонтные работы, стоимость деталей и расходников взятого в аренду грузовика, арендующее его предприятие спокойно может вписать в список затрат, которые будут учтены при расчете налога на прибыль.

Коммерческая организация сдает производственные площади в аренду взаимозависимому юрлицу. Как поступить, если арендатор пользуется льготами?

Некое коммерческое предприятие сдает свои производственные площади в аренду взаимозависимому юр. лицу. При этом арендатор пользуется льготами по декрету № 6. Существует ли порядок определения максимума ставки по аренде? Подлежит ли эта сделка контролю соответствия текущим рыночным ценам? Если аналогичных предложений в данный момент на рынке недвижимости нет, то каким можно воспользоваться для расчета рыночных цен методом?

В Беларуси стороны гражданских правоотношений свои права реализуют только по своей воле и только в своих интересах.

В вышеупомянутом вопросе условия их правоотношений определяются договором аренды. Именно в этом документе и устанавливается размер платежа за аренду. Однако сам порядок расчета этого платежа законом не регламентируется и не устанавливается.

Размер платежа должен быть обязательно обговорен сторонами и прописан в письменном виде в договоре.

Контролю соответствия текущим рыночным ценам подлежат абсолютно все сделки, при которых имущественные права временно или на постоянной основе передаются другому лицу. Поэтому в поле зрения контролирующих органов обязательно подпадают и договора аренды.

Так как арендатор - белорусская взаимозависимая с арендодателем организация, при этом он относится к категориям, перечисленным в подпунк.1.2 п.1 стат. 88 НК Беларуси, которые не уплачивают налог на прибыль (здесь, например, по декрету № 6), тогда сдача ему имущества в аренду в 2019 г. может стать объектом контроля, если плата за аренду без НДС за год будет больше, чем 400000руб. или 2000000руб. для особо крупных налогоплательщиков по стат.88 НК Беларуси.

Способы определения рыночных цен для таких случаев исчерпывающе перечисляются в НК Беларуси в стат. 92-96. Если отсутствует возможность для расчета по методу сопоставимых текущих рыночных цен, тогда можно попробовать рассчитать последовательно затратным методом и способом сопоставимой рентабельности.

А уже какой метод больше подходит к данному событию можно выяснить в процессе осуществления контролирующих мероприятий и остановиться на нем.

Как возмещаются расходы командировочным при необходимости отъезда в командировку в выходной?

Работник на 2 дня в 2019г. с 9 по 10 сентября командирован из Минска в Брест. По предоставленным документам он выехал в командировку в выходной 8 сентября, вернулся из командировки 10 сентября 2019г. Работник по возвращении представил документы, согласно которым расходы по найму для проживания жилого помещения на 2 ночи с 8 сентября по 10 сентября составили 90 руб. При этом ни направляющей, ни принимающей стороной питание и транспорт не предоставлялись. Как возместить работнику расходы, понесенные во время командировки на проезд, по найму жилья, а также суточные?

Очень актуальный вопрос.

Дело в том, что с 7 сентября 2019 г. расходы на командировки стали возмещаться по новым правилам.

По ч.3 п.5 Положения № 176 если работник, командированный как в пределах страны, так и за границу, находится в месте командировки до фактического ее начала или же после ее окончания в выходные дни и в праздники (нерабочие) дни, а также при отбытии в место командировки уже после окончания трудового дня или прибытии из нее до начала трудового дня, тогда расходы по проезду должны быть возмещены на общих основаниях.

Что же касается расходов по оплате гостиницы и суточных, то они за это время не возмещаются.

В данной ситуации командированному должны быть возмещены следующие расходы:

• по фактической стоимости билетов - расходы по проезду туда и обратно полностью;

• по найму жилья - 50руб. за ночь с 9 сентября на 10 сентября, согласно предоставленным в бухгалтерию документам: стоимость проживания в гостинице за 2 ночи 90руб. рассчитывается за одну ночь;

• суточные — 18 руб.: за двое суток по 9 руб.

Не будут возмещаться работнику расходы на гостиницу за ночь с выходного 8 сентября на 9 сентября 2019 г. и суточные за выходной 8 сентября 2019 г.

Какие документы необходимо требовать ИП при приеме на работу сотрудника?

  • Документ удостоверяющий личность (паспорт и др.)+его копия;
  • Заявление о приеме на работу;
  • Трудовая книжка (кроме впервые поступающих на работу и совместителей);
  • Фото 3х4;
  • Документ об образовании;
  • Документы воинского учета;
  • Страховое свидетельство (кроме впервые поступающих на работу);
  • Медицинское заключение о состоянии здоровья (при необходимости);
  • Автобиография;
  • Документы для предоставления льгот по подоходному налогу (свидетельство о рождении детей; одинокий родитель, квитанции об оплате кредитов, справка с места учебы и т.д.)
  • Не забываем каждый месяц начислять и выплачивать заработную плату сотруднику и налоги, а также сдавать ежеквартальную отчетность.

    Что делать ИП после получения документов для оформления сотрудника на работу?

    - Сделать и подписать приказ о приеме на работу сотрудника;
    - Заключить трудовой договор/контракт с сотрудником;
    - Стать на учет «Нанимателей» и зарегистрировать трудовой договор в ФСЗН по своему адресу регистрации в течении 10 рабочих дней со дня заключения трудового договора;

    При себе необходимо иметь:

    • копию приказа о сроках выплаты заработной платы;
    • трудовой договор/контракт (копии и оригиналы);
    • копию паспорта наемного сотрудника;
    • копию паспорта ИП;
    • копию свидетельства о регистрации ИП;
    • заявление о постановке на учет.
      - Оформить воинский учет (для военнообязанных);
      - Оформить личное дело;
      - Заполнить трудовую книжку и получить трудовую книжку в Администрации района по месту регистрации ИП для впервые поступающего на работу сотрудника;
      - Заказать карточку банка для выплаты заработной платы либо уточнить у сотрудника реквизиты для выплаты заработной платы;
      - Сдать отчет ПУ-1 для получения страхового свидетельства для впервые поступающего на работу сотрудника (в течение 5 рабочих дней со дня принятия на работу);
      - Сдать отчет ПУ-2 в ФСЗН о приеме/увольнении сотрудника (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом);
      - Сдать отчет 4-фонд в ФСЗН (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом);
      - Сдать отчет ПУ-3 в ФСЗН о начисленной заработной плате (в течение месяца, следующего за отчетным кварталом).

    Когда у организаций и ИП работающих на системе «УСН без НДС» возникает необходимость платить НДС?

    Итак, НДС обязательно необходимо оплатить при ввозе товаров из стран ЕАЭС и дальнего зарубежья.

    При ввозе товаров из стран ЕАЭС НДС взимается налоговыми органами.

    Государствами – членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

    Что необходимо сделать:

    1. В срок до 20- го числа месяца следующего за месяцем принятия товара к учету заплатить ввозной НДС по ставке 10% или 20%;
    2. Заполнить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и отправить в налоговые органы;
    3. Не позднее 20-го числа месяца следующего за месяцем принятия товара к учету предоставить в налоговый орган декларацию по НДС (часть II);
    4. Не позднее 20-го числа месяца следующего за месяцем принятия товара к учету, при условии оплаты и предоставления декларации выставить ЭСЧФ на портал (если ИП работает с НДС; если ИП работает без НДС – ЭСЧФ не выставляется).

    При ввозе из дальнего зарубежья НДС взимается таможенными органами.

    НДС уплачивается на таможне. Декларация не подается.

    ЭСЧФ создается и направляется на Портал в следующие сроки:

    • не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой, - если "ввозной" НДС уплачен и в таможенный орган представлена декларация на товар, подтверждающая выпуск товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой (далее - декларация на товар);
    • не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем уплаты НДС, - если уплата произведена после представления в таможенный орган декларации на товар (например, при отсрочке или рассрочке уплаты налога;
    • не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором в таможенный орган представлена декларация на товар, - если она представлена после уплаты НДС (например, при выпуске товара до подачи декларации на товар (на основании заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары)).

    Какие налоги платят IT- компании и IT – ИП в Республике Беларусь?

    Для начала IT - компаниям и IT – ИП необходимо определить:

    • рынок потребления продукта либо услуги в сфере информационных технологий: экспорт и/или рынок Беларуси;
    • количество материальных ресурсов и входящих услуг с НДС они будут потреблять в процессе деятельности.

    На практике, для IT - компаний и IT – ИП выгоднее применять упрощенную систему налогообложения без НДС.

    Если основная затратная часть: заработная плата персонала, аренда офиса и коммунальные платежи, комиссии банка, канцтовары и услуги связи, а также налоги, то такая система точно для Вас.

    В таком случае IT – компания заплатит следующие налоги:

    • УСН 6 % от оборота;
    • зарплатные налоги;
    • подоходный налог и комиссию банка при выплате дивидендов учредителям физическим лицам.

    IT – ИП:

    • ПН 20 % от оборота за вычетом затрат;
    • УСН 5 % от оборота;
    • зарплатные налоги;
    • комиссию банка при снятии личного дохода с ИП

    Если IT - компаниям и IT – ИП компания привлекает для создания программного продукта либо для оказания иных услуг, относящихся к IT, сторонние организации, которые находятся за рубежом, т.е. есть нерезидентов, то выгоднее работать на УСН с НДС. Но прежде чем принять такое решение необходимо просчитать долю «входящего» НДС.

    В случае, если IT - компаниям и IT – ИП работают на создание программного продукта либо оказание услуг в сфере информационных технологий для иностранного заказчика.

    Нужно определить место реализации и необходимости оплаты НДС. От экспорта IT услуг НДС не исчисляется.

    Налог на доходы иностранных юридических лиц – еще один налог, уплачиваемый при импорте IT-услуг. В основном ставка составляет 15%. Однако есть шанс уменьшить ставку, воспользовавшись преференциями международного законодательства об избежании двойного налогообложения. Беларусь имеет такие соглашения с большим количеством стран. Ставка может быть снижена вплоть до 0% в зависимости от страны соглашения. Очень важно заранее предупредить иностранного партнера о необходимости получения от него справки о налоговом президентстве в своей стране.

    Что нужно делать чтобы зарегистрировать компанию?

    До обращения в регистрирующий орган:

    Заключить договор с юристом для сопровождения регистрации или действовать самостоятельно:

    • согласовать с регистрирующим органом наименование организации;
    • определить предполагаемое местонахождение организации;
    • принять решение о создании организации и подготовить ее устав.

    Подать в регистрирующий орган:

    • заявление о государственной регистрации;
    • устав;
    • копию документа, удостоверяющего личность (если необходимо, то сделать перевод на белорусский или русский язык);
    • оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

    После получения свидетельства и извещения о постановке на учет:

    • открыть счет в банке;
    • при необходимости заказать печать;
    • получить книги и ключ ЭЦП;
    • выбрать систему налогообложения;
    • найти бухгалтера либо заключить договор с бухгалтерской компанией, либо возложить функции ведения бухгалтерского учет на себя.

    Важно!! На должность главного бухгалтера организации назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:

    1. наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее трех лет;
    2. отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
    • купить программу для ведения бухгалтерского учета;
    • оборудовать рабочее место бухгалтера необходимой оргтехникой и канцтоварами;
    • начать работать.

    Что нужно делать чтобы ликвидировать компанию?

    Алгоритм ликвидации компании (самый стандартный и простой вариант):

    • принять решение о ликвидации;
    • назначить ликвидатора либо выполнять все последующие пункты самостоятельно;
    • опубликовать объявление в печатном издании о ликвидации;
    • подать заявление в регистрирующий орган;
    • сдать отчетность в ФСЗН, ИМНС, Белгосстрах;
    • уволить и рассчитать сотрудников;
    • провести инвентаризацию активов и обязательств;
    • уведомить кредиторов при их наличии;
    • составить промежуточный ликвидационный баланс;
    • пройти проверки в ФСЗН, ИМНС, Белгосстрах;
    • закрыть счета в банке;
    • предоставить окончательный ликвидационный баланс;
    • сдать документы в государственный архив;
    • уничтожить печати;
    • получить уведомление об исключении из ЕГР.

    На практике ликвидация длится от 6 до 9 месяцев.

    Поэтому лучше заключить договор с ликвидатором или компанией, которая занимается ликвидацией и доверить все профессионалам.

    С помощью команды профессионалов и их рекомендаций иногда можно не только частично вернуть затраты на ликвидацию, но и даже заработать на ней.

    Заказать звонок



    Заказ услуги